МОУ Газопроводская средняя

общеобразовательная школа

                        О нас

                 Положения

                    Приказы

             Сценарии

              Инструкции

                     и

                 отчеты

         Наш фотоальбом

      Школьные новости

             Экзамены

Сценарии

1. Каждую книгу нужно уметь читать

2. Печально я гляжу на наше поколение…

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе.

« Каждую книгу нужно уметь читать».

 

Оборудование:

1. Высказывания писателей о роли книги в жизни человека ,пословицы и поговорки.

    Чтение- вот лучшее учение. Выбирай писателей так , как выбираешь друга.

     В хороших книгах охотно роются.

2.Выставка книг и иллюстраций учащихся к литературным произведениям.

3.Аудиозапись произведений  А.С. Пушкина.

4.Портреты А.С. Пушкина и  М.Ю. Лермонтова.

 

 

Вступительное слово учителя.

           Труд   но представить современного человека , который  может обходиться без произведений художественной литературы. Талантливо написанная книга приносит огромное наслаждение , делает жизнь полнее , разнообразнее , интереснее , помогает разобраться в происходящих вокруг событиях , в чувствах и переживаниях людей. Так литературное произведение становится для нас учебником жизни , герои полюбившихся книг- друзьями и советчиками , а писатель – близким и дорогим человеком.

Литературные произведения отражают жизнь людей в художественных , запоминающихся картинах. Они становятся особенно близкими , доступными , яркими , если при чтении стараться представить , вообразить обстановку , в которой происходит действие , внешний вид , духовный мир , чувства , переживания героев , причины , побуждающие их к тем или иным поступкам.

Создавая художественные произведения , писатель всегда что-то защищает в жизни , против чего-то восстает , к чему-то призывает читателя. Поэтому нельзя ограничиваться только усвоением содержания поэмы , рассказа , повести , романа , всегда нужно попытаться ответить на вопрос , каковы общественные позиции писателя . как они выражены. Лучше поменьше прочитать книг , но побольше подумать над их содержанием , над характером людей , выведенных в этой книге , постараться самостоятельно оценить книгу , хороша ли , чем хороша , записать о ней у себя в записной книжке. Это очень полезный совет.

 

                  Инсценирование.

Сказительница. В некотором царстве , в некотором государстве , в ненаших краях да во чужих землях живет да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по свету , беречь книги да блюсти порядок в книжных хранилищах- библиотеках.

Петя. И как это он один всюду поспевает!

Сказительница. Не перебивай , Петенька. Поспевает да еще и нерадивых карает: книжки у них отнимает. Всюду его сопровождают две сестрицы- Аннотация и Иллюстрация.да и сам Библиарий волшебным даром наделен: дотронется до книги , а она и заговорит человеческим голосом. Все , как есть , расскажет.

Петя. Сказки! Небылицы! А имена-то у сестер- закачаешься! Умора!

Сказительница. Древние имена , латинские. Аннотация все о книге расскажет , Иллюстрация все покажет.

 

Один из учеников зачитывает из словаря литературоведческих терминов значение слова аннотация , а другой ученик проводит экскурсию по выставке иллюстраций учащихся.

 

Входят Ученый и Библиофил.

 

Библиофил. Ну зачем вам , Ученому , эта книга! Вы и так все знаете. А в моей библиотеке ей самое место.

Ученый. Книга…Короткое и звучное русское имя. А древние греки называли ее медленно и торжественно- библиа. Место , где она хранилась , называли библиотекой , хранителя книг- библиотекарем , любителя и собирателя их-библиофилом.

Библиофил. Я как раз и есть библиофил. Я люблю книги , давно собираю их и берегу как зеницу ока. И вот эту книгу давно мечтал приобрести.

Ученый. Да , эта книга особая – антология.

 

Ученик читает в словаре про слово антология.

Ученый. Здесь собраны стихи выдающихся поэтов.

Петя. Ух ты! И что – все стихи!

Ученый. Кто это? О любопытный юноша , вам следует побывать в библиотеке , там вы узнаете много интересного.

Петя. Вот еще! Что я там могу узнать? Книжки молчат.

 

Вбегают девочка – книжка и Гришка.

 

Девочка. Ой , ой , ой, спасите! За мной гонится неуч Гришка и грозится меня совсем разорвать.

Гришка. Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю! Всех заплюю.

Петя. Во-во! Хоть польза будет от этой макулатуры!

 

Входят Учитель и Библиотекарь.

Учитель. Гриша , что с тобой? Зачем ты испортил книгу?

Гришка. Подумаешь?

Учитель. А думать надо. Книга- это труд многих людей , это искусство.

Петя. Знаем! Слышали! Книга- источник знаний.

Ученый. О , юноша , я вижу , вы преисполнены неуважения к книге. А между тем книга-это величайшая духовная ценность. Она дошла до нас через века , через войны и пожары. 

Просмотр видеофильма « История книгопечатания». 

Появляются Аннотация, Библиарий. 

Библиарий. Устал я сегодня. Душа плачет, когда вижу, как некоторые дети обращаются с книгами. Вот видите, и в этой библиотеке есть такие горе- посетители.

Аннотация. Отдохни, брат Библиарий.

Библиарий. Некогда, сестра. Ну-ка, что ты скажешь об этой растрепе?

Аннотация. О, да это песенник. Это своего рода антология.

Петька и Гришка. Антология? А мы ее…

Библиарий. Говори, книга!

Девочка:

Человек идет нехоженой тропой,

Человек готов к опасности любой,

Сам себе дает приказ: « Назад на шага!»

А с собой у него

Вроде вовсе ничего-

Только песня, мечта да отвага!

Библиарий. Молодец, Книга! Усталости- как не бывало! Живи долго-долго. Дари людям песню.

 

Класс исполняет песню « Школьные годы» ( Д. Кабалевский, Е. Долматовский).

Петя. Книга –источник знаний. Верно сказано! Можно я возьму эту книгу?

Гришка. А я азбуку?

Библиофил. А я вот эту растрепанную книгу подклею, подлечу. Можно?

Библиотекарь. Ну, конечно, берите. Я запишу их в ваши формуляры. Приходите к нам в библиотеку, ребята. Вас ждут интересные встречи.

 

Учитель знакомит с выставкой книг.

Всякий раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплеты, титульные листы, набранные красочными шрифтами. Имена авторов помогают мысленно преодолевать время и пространство.

Библиотекарь.

При лампе, наклонясь над каталогом,

Вникать в названья неизвестных книг,

Следить за именами: слог за слогом

Впивать слова чужого языка,

Угадывать великое в немногом,

Воссоздавать поэтов и века.

                     В. Брюсов.

 

Учитель. Книги расширяют наш кругозор, делают нас богаче, дают пищу уму и волнуют чувства, учат жить и бороться.

Библиотекарь. Книги рассказывают о прошлом и приоткрывают завесу будущего, раскрывают красоту мира и величие человека.

Сказительница. В трудные минуты жизни и в светлый час человек не разлучен с книгой: она придает ему силы, учит, наставляет Книги –наши  самые умные  и  задушевные     собеседники.

Ученица читает отрывок из «Повести временных лет» - «Из похвалы князю Ярославу и книгам» на древнерусском  языке.

Ученик читает перевод на русском языке.

Учащиеся читают стихотворения любимых поэтов – Пушкина и Лермонтова.

Группа учащихся зачитывает отрывки из произведений любимых писателей.

Учащиеся узнают авторов, названия и героев.

Сказительница.

Книги, книги! Мои дорогие друзья!

Вас хранит благодарная память моя.

Библиофил.

Книги, книги! Волшебною силой влеком,

Я читал и смеялся, и плакал тайком.

Те ребячьи года я в душе берегу,

Никогда, никогда позабыть не смогу.

Учитель.

Книги, книги! Волшебною силой влеком,

Не изведал тревоги счастливее я,

Чем вот эта, что гонит и сон, и покой,

Лишь коснешься обложки несмелой рукой.

Аннотация.

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают его сердце.

Учитель зачитывает слова К. Паустовского о книге. Спасибо, друзья! Спасибо, книги!

Прослушивание аудиозаписи по повести Пушкина « Дубровский».

В сценарии использованы материалы книги «Праздники для всех» - Э. Бутошиной.

На вверх в основное меню

 

«Печально я гляжу на наше поколение…»

 

    Все дальше уходит то время, когда имя Гайдар ассоциировалось с замечательными произведениями: «Школа», «РВС», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая чашка» и многими другими.

    Гайдар.… Мысленно уносишься в прошлое, когда мы, дети, подражали всем героям этого замечательного писателя, когда хотелось встать перед незримым врагом, как Мальчиш-Кибальчиш, защитить свою землю, не выдать тайну о едином великом братстве людей, любящих Отечество или незаметно помочь старикам и не хвататься, а тихо гордиться своими делами.

   В одном из стихотворений русский поэт Алексей Плещеев  описал старика-любимца детей,   на все руки мастера Дети хлынули  к нему  и теребили своими неотложными нуждами. И «добрый старичок», польщенный таким к себе вниманием, смеясь, отвечал детворе: «Ладно, ладно, детки, дайте только срок. Будет вам и белка, будет и свисток».

    В наше прагматичное время все меньше становиться бессребреников и умельцев, праведников, в руках которых каждая веточка, каждый сучок, комок глины чудесным образом превращались в дудочку или зверушку, а удивительный дар слова писателя заставлял волновать сердце и ум маленького человека, задаваться вопросом: хороший ли я сын, дочь, товарищ? Милосерден ли я?

   Не с этих ли вопросов начинается Человек?

   Все менее востребованы такие люди и уходят, не передав внукам навыки добра и человечности. А с экранов телевизоров изливаются на «детские головки, белые, как лен, « потоки грязи, густо замешанные на крови. Вот почему так стремительно растет детская и подростковая преступность, становясь, все более жестокой. Разнузданность, вседозволенность, непочтение, подмена истинных чувств низменными инстинктами. И остается сожаление. О чем же?

   Ох как много потеряли наши дети, лишенные желания и возможности познакомиться с А.П. Гайдаром, пытаться стать такими как его герои! Он всегда говорил с молодым читателем честно, прямодушно. С уважительной серьезностью обращался к ребятам, никогда не кривил душой, не уклонялся от трудных тем. Из рассказов в рассказ этого писателя переходило высокое понимание слов, как «патриотизм», «верность», «смелость», «прямодушие». Люди в его повестях и рассказах – это хорошие русские люди, умеющие крепко любить, мужественно сносить невзгоды и знающие тихие, умные слова для душевного разговора с детьми. Секрет этих чистых и мудрых слов лучше всего знал сам А.П. Гайдар, писатель с сердцем воина, смотревший на жизнь как на боевой поход за справедливость.

    О чем писал Гайдар? О том, «какая крепкая у красных сила», «что надо честно жить, много трудиться и беречь эту огромную землю, которая зовется Советской страной». Он создал удивительный образ мальчика – рыцаря Тимура, в котором воплотилась мечта о прекрасном мальчишеском великодушии, проявляемое не на словах, а на деле.

    Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в своих побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного (назовите хоть одного такого героя в наше время), он стал образцом, на который захотели равняться миллионы ребят.

    Книги Гайдара сделались самыми читаемыми не только у подростков, но и у взрослых. Писатель указал ребятам простой и добрый путь, следуя которым маленькие патриоты смогли применить на деле свои мечты.

    Однажды Гайдара спросили, как воспитывать ненависть к врагам. «А зачем воспитывать ненависть? – отвечал он. – Воспитывайте любовь к Родине. Пусть это любовь будет большой, настоящей, искренней».

    Что бы ни писал Гайдар – книгу, статью, сценарий, - он никогда ни одним словом не изменил себе. Он сам глубоко верил в написанное им. Обыкновенные слова становились у него крылатыми, прежде всего потому, что в них всегда была мысль высокого идейного и романтического полета. Лукавый и ласковый юмор согревает все книги, все рассказы его. И это также помогало писателю открыто, с большой задушевной  прямотой говорить с детьми о плохом и хорошем, давать вещам ясные оценки.

    Когда война обрушилась на десятки тысяч детских голов, в эти страшные первые дни войны Гайдар нашел возможность обратиться к детям: «Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала и частенько даже баловала. Пришло время – не словом, а делом – доказать, что вы ее цените, любите и бережете». Он не остался  стороне: немедленно бросился туда, где решалась судьба Родины. Он становиться военным корреспондентом. На страницах «Колес правды» стали печататься его превосходные фронтовые очерки, точные, глубокие, своеобразные. Добровольно остается в тылу врага, становится партизаном. Он отказывается покинуть отряд, оставаясь как всегда, верным себе, всепоглощающему чувству солдатского долга. И как тут не вспомнить слова его героя из вещей сказки «Горячий камень»: «… И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!»

    Погиб Гайдар, как мечтал, - мгновенно, спасал собой партизанский отряд, погиб, следуя по пути своих героев, до последней минуты жизни своей делом подтверждая правду каждого написанного им слова.

На вверх в основное меню

 

 

 

на главную страницу

 

 

 

Hosted by uCoz