Сценарий внеклассного мероприятия по литературе.
« Каждую книгу нужно уметь читать».
Оборудование:
1. Высказывания писателей о роли книги в жизни человека ,пословицы и
поговорки.
Чтение- вот лучшее учение. Выбирай писателей так , как выбираешь друга.
В хороших книгах охотно роются.
2.Выставка книг и иллюстраций учащихся к литературным произведениям.
3.Аудиозапись произведений
А.С. Пушкина.
4.Портреты А.С. Пушкина и
М.Ю. Лермонтова.
Вступительное слово учителя.
Труд но представить современного человека , который может
обходиться без произведений художественной литературы. Талантливо
написанная книга приносит огромное наслаждение , делает жизнь полнее ,
разнообразнее , интереснее , помогает разобраться в происходящих вокруг
событиях , в чувствах и переживаниях людей. Так литературное
произведение становится для нас учебником жизни , герои полюбившихся
книг- друзьями и советчиками , а писатель – близким и дорогим человеком.
Литературные произведения отражают жизнь людей в художественных ,
запоминающихся картинах. Они становятся особенно близкими , доступными ,
яркими , если при чтении стараться представить , вообразить обстановку ,
в которой происходит действие , внешний вид , духовный мир , чувства ,
переживания героев , причины , побуждающие их к тем или иным поступкам.
Создавая художественные произведения , писатель всегда что-то защищает в
жизни , против чего-то восстает , к чему-то призывает читателя. Поэтому
нельзя ограничиваться только усвоением содержания поэмы , рассказа ,
повести , романа , всегда нужно попытаться ответить на вопрос , каковы
общественные позиции писателя . как они выражены. Лучше поменьше
прочитать книг , но побольше подумать над их содержанием , над
характером людей , выведенных в этой книге , постараться самостоятельно
оценить книгу , хороша ли , чем хороша , записать о ней у себя в
записной книжке. Это очень полезный совет.
Инсценирование.
Сказительница. В некотором царстве , в некотором государстве , в ненаших
краях да во чужих землях живет да здравствует добрый гном по имени
Библиарий. Его мать повелела ему ходить по свету , беречь книги да
блюсти порядок в книжных хранилищах- библиотеках.
Петя. И как это он один всюду поспевает!
Сказительница. Не перебивай , Петенька. Поспевает да еще и нерадивых
карает: книжки у них отнимает. Всюду его сопровождают две сестрицы-
Аннотация и Иллюстрация.да и сам Библиарий волшебным даром наделен:
дотронется до книги , а она и заговорит человеческим голосом. Все , как
есть , расскажет.
Петя. Сказки! Небылицы! А имена-то у сестер- закачаешься! Умора!
Сказительница. Древние имена , латинские. Аннотация все о книге
расскажет , Иллюстрация все покажет.
Один из учеников зачитывает из словаря литературоведческих терминов
значение слова аннотация , а другой ученик проводит экскурсию по
выставке иллюстраций учащихся.
Входят Ученый и Библиофил.
Библиофил. Ну зачем вам , Ученому , эта книга! Вы и так все знаете. А в
моей библиотеке ей самое место.
Ученый. Книга…Короткое и звучное русское имя. А древние греки называли
ее медленно и торжественно- библиа. Место , где она хранилась , называли
библиотекой , хранителя книг- библиотекарем , любителя и собирателя
их-библиофилом.
Библиофил. Я как раз и есть библиофил. Я люблю книги , давно собираю их
и берегу как зеницу ока. И вот эту книгу давно мечтал приобрести.
Ученый. Да , эта книга особая – антология.
Ученик читает в словаре про слово антология.
Ученый. Здесь собраны стихи выдающихся поэтов.
Петя. Ух ты! И что – все стихи!
Ученый. Кто это? О любопытный юноша , вам следует побывать в библиотеке
, там вы узнаете много интересного.
Петя. Вот еще! Что я там могу узнать? Книжки молчат.
Вбегают девочка – книжка и Гришка.
Девочка. Ой , ой , ой, спасите! За мной гонится неуч Гришка и грозится
меня совсем разорвать.
Гришка. Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю! Всех заплюю.
Петя. Во-во! Хоть польза будет от этой макулатуры!
Входят Учитель и Библиотекарь.
Учитель. Гриша , что с тобой? Зачем ты испортил книгу?
Гришка. Подумаешь?
Учитель. А думать надо. Книга- это труд многих людей , это искусство.
Петя. Знаем! Слышали! Книга- источник знаний.
Ученый. О , юноша , я вижу , вы преисполнены неуважения к книге. А между
тем книга-это величайшая духовная ценность. Она дошла до нас через века
, через войны и пожары.
Просмотр видеофильма « История книгопечатания».
Появляются Аннотация, Библиарий.
Библиарий. Устал я сегодня. Душа плачет, когда вижу, как некоторые дети
обращаются с книгами. Вот видите, и в этой библиотеке есть такие горе-
посетители.
Аннотация. Отдохни, брат Библиарий.
Библиарий. Некогда, сестра. Ну-ка, что ты скажешь об этой растрепе?
Аннотация. О, да это песенник. Это своего рода антология.
Петька и Гришка. Антология? А мы ее…
Библиарий. Говори, книга!
Девочка:
Человек идет нехоженой тропой,
Человек готов к опасности любой,
Сам себе дает приказ: « Назад на шага!»
А с собой у него
Вроде вовсе ничего-
Только песня, мечта да отвага!
Библиарий. Молодец, Книга! Усталости- как не бывало! Живи долго-долго.
Дари людям песню.
Класс исполняет песню « Школьные годы» ( Д. Кабалевский, Е. Долматовский).
Петя. Книга –источник знаний. Верно сказано! Можно я возьму эту книгу?
Гришка. А я азбуку?
Библиофил. А я вот эту растрепанную книгу подклею, подлечу. Можно?
Библиотекарь. Ну, конечно, берите. Я запишу их в ваши формуляры.
Приходите к нам в библиотеку, ребята. Вас ждут интересные встречи.
Учитель знакомит с выставкой книг.
Всякий раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает
трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплеты, титульные
листы, набранные красочными шрифтами. Имена авторов помогают мысленно
преодолевать время и пространство.
Библиотекарь.
При лампе, наклонясь над каталогом,
Вникать в названья неизвестных книг,
Следить за именами: слог за слогом
Впивать слова чужого языка,
Угадывать великое в немногом,
Воссоздавать поэтов и века.
В. Брюсов.
Учитель. Книги расширяют наш кругозор, делают нас богаче, дают пищу уму
и волнуют чувства, учат жить и бороться.
Библиотекарь. Книги рассказывают о прошлом и приоткрывают завесу
будущего, раскрывают красоту мира и величие человека.
Сказительница. В трудные минуты жизни и в светлый час человек не
разлучен с книгой: она придает ему силы, учит, наставляет Книги –наши
самые умные и задушевные собеседники.
Ученица читает отрывок из «Повести временных лет» - «Из похвалы князю
Ярославу и книгам» на древнерусском языке.
Ученик читает перевод на русском языке.
Учащиеся читают стихотворения любимых поэтов – Пушкина и Лермонтова.
Группа учащихся зачитывает отрывки из произведений любимых писателей.
Учащиеся узнают авторов, названия и героев.
Сказительница.
Книги, книги! Мои дорогие друзья!
Вас хранит благодарная память моя.
Библиофил.
Книги, книги! Волшебною силой влеком,
Я читал и смеялся, и плакал тайком.
Те ребячьи года я в душе берегу,
Никогда, никогда позабыть не смогу.
Учитель.
Книги, книги! Волшебною силой влеком,
Не изведал тревоги счастливее я,
Чем вот эта, что гонит и сон, и покой,
Лишь коснешься обложки несмелой рукой.
Аннотация.
Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем
лучшие стремления, острят его ум и смягчают его сердце.
Учитель зачитывает слова К. Паустовского о книге. Спасибо, друзья!
Спасибо, книги!
Прослушивание аудиозаписи по повести Пушкина « Дубровский».
В сценарии использованы материалы книги «Праздники для всех» - Э.
Бутошиной. |